,
Мясопереработка к

Правительство России наконец-то внесло в Думу долгожданный проект закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» или попросту Закона о торговле. Этому предшествовало многомесячное согласование положений документа заинтересованными ведомствами, прежде всего Минсельхозом, Минторговли и Федеральной антимонопольной службы. Накал страстей вокруг текста Закона был огромен. Поставщики продукции в торговые сети, с одной стороны, ожидали Закон с нетерпением, надеясь с его помощью обуздать аппетиты ритейла. С другой стороны – с некоторой опаской. Потому как лоббисты розничной торговли добивались законодательного закрепления сложившегося положения, когда именно ритейл диктует условия игры на рынке.А вот сетям помельче придется доказывать свою платежеспособность в условиях, когда 10-дневный срок платежа вынуждает изымать из оборота пятую часть выручки. Что же в итоге внесено в Госдуму? Об этом мы попросили рассказать эксперта - директора департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк» Виктора НОСОВА.А поставщик рискует вдвойне – деньги через 10 дней он не получает, а в факторинге ему могут отказать из-за постоянных просрочек. Документ, внесенный 15 июля Правительством в Государственную думу, серьезно отличается от изученного нами варианта, а его достоинства успели обрасти рядом недостатков.В настоящее время ретро-бонусы, бонусы за вход в сеть, за открытие нового магазина и прочие маркетинговые выплаты составляют внушительную часть дохода розничных сетей.

Отсрочка – не приговор В настоящее время, как известно, крупные торговые сети работают с отсрочками платежа в 45-75 дней по продовольствию вне зависимости от товарной группы.В этом случае первыми удар примут на себя именно мясопереработчики, уже столкнувшиеся с падением потребительского спроса на колбасные изделия в средней ценовой категории. Главное, что ставят в заслугу лоббистам компаний-поставщиков и Минсельхозу – установление в статье 9 проекта закона о торговле максимально допустимой отсрочки платежа.

В пункте 4.1 данной статьи указано, что продовольственные товары со сроком годности до 10 дней, а также замороженная курица, свинина и говядина подлежат оплате торговыми сетями не позднее десяти дней со дня поставки. Для продовольствия со сроком годности выше 10 и 30 дней максимальная отсрочка составляет 30 и 45 дней соответственно. Забота об отечественном производителе, в том числе мясопереработчиках, выглядит очевидной - за счет сокращения сроков инкассации выручки они смогут нарастить обороты и получить дополнительные средства для финансирования инвестиционных программ. Однако не все так просто. Сейчас отсрочка платежа, превышающая срок годности поставляемой в сети продукции в 5-7 раз, заставляет поставщиков активно использовать факторинг. Факторинговая компания или банк, который предоставляет эту услугу, под уступку права денежного требования с торговой сети выплачивает в течение 1-3 дней до 90% от суммы счета-фактуры по поставке.

С принятием закона о торговле в текущей редакции потребность в факторинговом финансировании для поставщиков вроде бы отпадает. Но платить за скоропортящийся товар через 10 дней вместо привычных 45 сетям невыгодно. И факторинг они могут обернуть в свою пользу. Просматривается следующая схема. Регулирование – чья прерогатива? Торговые сети при заключении договоров с поставщиками продукции со сроком годности до 10 дней будут отдавать предпочтение тем поставщикам, которые используют факторинг. В реальной практике они станут задерживать платежи.

По истечении периода отсрочки, если ритейлер не платит, факторинг предусматривает активацию так называемого «периода ожидания», составляющего от 30 до 45 дней. После того, как период ожидания проходит, факторинговая компания или банк предъявляет переуступленное денежное требование самому поставщику.